в это время

Патент как альтернатива ЕНВД

С 2021 года перестал действовать ЕНВД – один из наиболее востребованных у малого бизнеса режимов налогообложения.
Значительная часть предпринимателей была вынуждена переходить на другие налоговые спецрежимы, из которых одним из самых популярных стала патентная система налогообложения (ПСН).
Учитывая прекращение действия ЕНВД, существенное увеличение числа плательщиков патента и принятые изменения в федеральное и региональное законодательство, у предпринимателей возникает много вопросов относительно:
– порядка перехода с ЕНВД на ПСН;
– порядка вычета страховых взносов по уплаченным налогам по ПСН;
– расчета размера патента, учитывая, что изменения в региональном законодательстве по ПВД ступили в силу с 23 января 2021 года, а не с начала этого года.
На эти и многие другие вопросы ответили Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Е. Н. Артюх и главный государственный налоговый инспектор отдела налогообложения юридических лиц Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области Е. А. Беляева: при поддержке Уральского регионального информационного центра ТАСС Урал Уполномоченным проведен просветительский вебинар «Патент как альтернатива ЕНВД: вопросы и ответы».
Исходя из данных, представленных Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области, по состоянию на февраль 2021 года из бывших плательщиков ЕНВД более 8 тысяч перешли на патент, а всего в Свердловской области около 38 тыс. предпринимателей купили патент в 2021 году.
Елена Николаевна напомнила, что в ноябре 2020 года были приняты изменения в федеральное законодательство, которые существенно увеличили возможности по применению ПСН:
– расширен перечень видов деятельностей для целей применения данного налогового спецрежима,
– предоставлена возможность применять ПСН в сфере общепита и розничной торговли с площадью залов обслуживания до 150 кв. м (а не 50 кв. м, как это было ранее),
– плательщики ПСН получили право уменьшать сумму налога на размер уплаченных страховых взносов.
Регионам также были предоставлены дополнительные полномочия по определению параметров ПСН, а именно:
– вводить возможность применения патент для более широкого перечня видов деятельности, чем указан в Налоговом кодексе Российской Федерации;
– устанавливать размеры потенциально возможного дохода (ПВД) с использованием любых физических показателей, включая установленные Налоговым кодексом.
С учетом изменений в федеральном законодательстве в декабре прошлого года были внесены правки в региональное законодательство:
– была предоставлена возможность работать на патенте предприятиям общественного питания и розничной торговли с площадью залов до 150 кв. м;
– включены дополнительные виды деятельности, где можно применять патент: «животноводство, услуги в области животноводства», «утилизация отсортированных материалов», «деятельность стоянок для автотранспортных средств»;
– учитывая, что из суммы налога теперь будут вычитаться уплаченные страховые взносы, по большинству видов экономической деятельности (78 видов деятельности), в отношении которых применяется ПСН в Свердловской области, ПВД был увеличен в 1,67 раза (Министерством экономики и территориального развития Свердловской области изначально предлагалось в два раза).
Уполномоченный также рассказал о перспективных направлениях работы по совершенствованию подходов к применению ПСН:
– дополнение перечня видов деятельности, в отношении которых можно применять ПСН, полным перечнем бытовых услуг населению, приведенных в распоряжении Правительства Российской Федерации № 2496-р, а также видами деятельности: «распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций», «размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств», «оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров»;
– введение дополнительной дифференциации ПВД по территориальному принципу. Например, одним из подходов к такой дифференциации могло бы стать определение следующих групп муниципальных образований: свыше 1 млн. человек (Екатеринбург); свыше 100 тыс. человек; 50–100 тыс. человек; 20–50 тыс. человек; до 20 тыс. человек;
– внесение изменений в федеральное законодательство с целью обеспечения возможности дополнительной дифференциации ПВД не только по муниципальным образованиям, но и внутримуниципальным территориям;
– разрешение возможности применять патент тем, кто торгует тремя категориями маркируемых товаров (обувь, лекарства, изделия из меха), для которых сейчас по Налоговому кодексу нельзя его применять: такое ограничение установлено только в отношении этих из более чем десяти подлежащих маркировке категорий товаров (это предложение направлено для включения в Ежегодный доклад федерального Уполномоченного в этом году).
За время вебинара, который посмотрели более 350 раз, было отвечено на 9 вопросов слушателей. Видеозапись вебинара доступна по ссылке: www.facebook.com/presstass/videos/769131704011458.
Марина Флюровна Шарипова, помощник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области