Новый закон о контроле бизнеса.

Гладит или наказывает?

Разработанный Минэкономразвития и внесенный Правительством законопроект о КНД вызывает противоречивые чувства у субъекта законодательной инициативы, Думы и аналитиков

Как «сырой» оценили законопроект о государственном и муниципальном контроле депутаты. Вносившее его правительство само принялось править законопроект еще раньше. Аналитики смотрят на новшества различным образом: они то ли могут повлиять весьма положительно, то ли стать прикрытием усиления на деле давления на бизнес.

Рискованное дело

Законопроект о государственном и муниципальном контроле и надзоре принят Госдумой в первом чтении. Он был внесен в декабре минувшего года и должен заменить нормы ФЗ-294, которыми регламентируются проверки предприятий. Однако при рассмотрении документа, разработанного Минэкономразвития, депутаты отметили, что он «довольно сырой». Этого же мнения, пишет «Коммерсантъ», по поводу собственного законопроекта придерживается и правительство и уже само готовит к нему поправки.

На сегодняшний день документ определяет органы государственного и муниципального контроля и надзора (КНД) и устанавливает закрытый перечень видов КНД, для каждого из которых должен быть разработан регламент. Законопроект закрепляет практику использования проверочных листов — открытого перечня контрольных вопросов, которые инспектор обязан использовать в ходе проверки и которыми, для самопроверки, сможет воспользоваться бизнес.

Возможно, наибольшее новшество — введение в надзорных ведомствах системы управления рисками (риск-ориентированный подход). Предполагается разделить все поднадзорные субъекты на шесть категорий по двум главным критериям. Первый — в зависимости от степени потенциальной угрозы для жизни и здоровья граждан; второй —добросовестность соблюдения законодательства. Предприятия с низким риском должны быть освобождены от плановых проверок.

Еще одно новшество — появление новых критериев для оценки эффективности КНД: в рамках декларируемого отхода от «палочной системы» предполагается привязать эффективность к динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба. Однако и учет количества выявленных нарушений останется среди показателей.

Следующим этапом реформы КНД должно стать внесение поправок в КоАП, позволяющих выносить предупреждения вместо штрафов и устанавливать соразмерность последних размеру предприятия и степени угрозы.

Правительство по поручению президента также разрабатывает законопроект об ограничении количества внеплановых проверок долей 30% от числа плановых и о расширении полномочий прокуратуры по их согласованию. Кроме того, уже подготовленный Минэкономики законопроект должен установить пять базовых режимов разрешительной деятельности (сейчас их более 500).

Выборы на порядок ускоряют работоспособность органов власти, что очень положительно повлияло на ее законодательную ветвь, отмечает, в свою очередь, управляющий активами ИК Global Capital Александр Григоренко. Если коротко, то реформа КНД наконец перешла из области десятков невнятных пожеланий и лозунгов в один, более или менее конкретизированный, документ. Создается база, на которой будет строиться уже в этом году система регламентов по надзору и проверке бизнеса. Вводится модное сейчас риск-ориентирование по категориям угроз и проверкам. Это поможет перераспределить, в идеале, нагрузку на бизнес со стороны государства от всех компаний на те, которые действительно необходимо вести в сторону большей прозрачности.

Те предприятия, что имеют низкий уровень риска, смогут позабыть плановые мероприятия по проверкам, а те, что имеют реальные проблемы со своей деятельностью, будут сталкиваться с проверками существенно чаще, полагает аналитик. Когда законопроект будет подписан, с учетом всех правок (еще рано судить о том, что не добавлено в текст), тот бизнес, что дает стране в подавляющем большинстве налоговые поступления, должен избавиться от проверок. Такой подход позволит тем, кто и так платит, экономить средства на надзоре и контроле, что даст им всегда необходимые дополнительные средства на развитие компании. Это, в свою очередь, должно придать скорости росту ВВП и снизить давление на экономику со стороны «карательного» блока государства.

Кроме того, граждане будут ограждены от недобросовестных предпринимателей (в идеале, системные ошибки уйдут в прошлое и мошенников будет на порядок меньше) и получат более качественную экономическую среду. Конечно, такой подход требует определенных ресурсов и деньги здесь – это далеко не главный компонент для эффективного исполнения закона. Кадры решают все, поэтому основной вопрос заключается в обработке информации, систематизации, контролю и надзору по новым риск-ориентированным методикам, которые должны осуществляться сотрудниками с высоким уровнем опыта, знаний и ответственности. Если кадровый вопрос будет решаться по принципу – нагрузить новыми указами имеющихся сотрудников, то эффективность нововведений будет невысокой в ближайшей перспективе. Только через 5-6 лет базис КНД будет закреплен и начнет выполнять свой функционал, уверен Александр Григоренко.

Реформа для чиновников?

Данный законопроект ориентирован на бизнес, указывает, в свою очередь, партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. Для рядовых граждан он существенного значения не имеет, однако в целом любые изменения в сфере надзорной деятельности оказывают непосредственное влияние на бизнес-климат и, как следствие, на экономику страны в целом, а значит, пусть и опосредованно, но определенное влияние на себе почувствуют и рядовые россияне.

Насколько эффективен будет этот законопроект, говорит юрист, оценить в данный момент не представляется возможным, хотя попытки либерализации деятельности надзорных органов предпринимаются ежегодно в течение последнего десятилетия. Однако, как показывает практика, та рука, что «гладит», тут же и «наказывает». Та же самая прокуратура, которая на словах радеет за законность и снижение давления на бизнес, как проводила внеплановые проверки, так и проводит, когда это ей нужно. Исполнительная власть в этом тоже не отстает. Иными словами, позитивных сдвигов не происходит.

По словам Дмитрия Горбунова, стоит обратить внимание, что несмотря на за сокращение за последние 5 лет числа плановых проверок более чем на 55%, проверок как таковых меньше не стало. Как раз наоборот. Просто теперь им на смену приходят проверки внеплановые. И тут сложно сказать, что нагрузка на бизнес в целом снизилась, поскольку, как и прежде одним из ключевых критериев оценки работы надзорных органов является число выявленных нарушений — показатель, напрямую зависящий от того, с какой частотой эти самые проверки проводятся.

Прошедший первое чтение законопроект, полагает эксперт, не носит революционного характера, поскольку по сути лишь затрагивает администрирование проверок, в то время как такие важные вопросы, как дальнейшая декриминализация нарушений со стороны бизнеса, снижение числа внеплановых проверок, замена административных штрафов на предупреждения по-прежнему откладываются на неопределенный срок. Предпринимателю, заключает Горбунов, по большому счету все равно, насколько сложную систему рисков использует в КНД власть, сколько вопросов будет в проверочных листах, каким будет регламент проведения проверок — эта «реформа» проводится не для бизнеса, а для чиновников, без оптимизма заключает он.

Источник http://expert.ru