Эксперт: Как выжать максимум из самообразования.

Для того, чтобы на пути освоения новой дисциплины или «прокачки» творческих способностей дойти до конца, лучше опираться на техники и приемы, которые учитывают естественные привычки мозга. Евгений Буянов, экономист и основатель образовательного проекта 4brain.ru, рассказал ресурсу «Что и требовалось доказать», о том, какие именно приемы должны помочь.

Алгоритмы и роли

Алгоритм удобен тем, что его достаточно усвоить один раз, после чего можно будет использовать еще и еще, в разных областях.

Я бы хотел развеять миф, что работать по алгоритму — значит действовать шаблонно. Советский изобретатель Генрих Альтшуллер разработал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая как раз учит применять алгоритмы в развитии творческого мышления. Согласно ей, чтобы придумать решение проблемы, вначале нужно найти противоречие — то, что мешает улучшить ситуацию — а затем представить идеальный конечный результат (ИКР) — то, как все должно работать, — говорит Буянов.

В ТРИЗ рассмотрена классическая проблема: есть холодильник, из которого вытекает фреон. Как обнаружить утечку? Фреон бесцветен, не имеет запаха, его сложно найти. Но он вытекает, a мы этого не видим. ИКР здесь будет следующим: мы видим фреон, а холодильника не видим. Даже у человека, который не имеет технического образования, может возникнуть решение. Например, добавить в резервуар люминесцентный краситель. Тогда в темноте будет видна даже маленькая утечка. Этот метод эффективен в творческих задачах, где нужно найти оптимальное решение, не используя много приборов.

Польза ТРИЗ как раз в том, что она учит человека поиску эффективных решений.Также хорошо работают ролевые игры, особенно если роли четко ограничить. Люди обычно легко принимают роли и быстро увлекаются.

Был такой знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент психолога Филиппа Зимбардо, где одним добровольцам нужно было играть роли заключенных, а другим — охранников. Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, его прекратили через шесть дней, потому что «охранники» стали вживаться в роль, проявлять жестокость.

В обучении это работает примерно так: ученику стоит попробовать себя в роли инженера, изобретателя, механика, который пытается ликвидировать проблему.

Дробление задач

Сложные задания часто пугают людей, но если их поделить на маленькие части, справиться будет легче.

Мне очень страшно было изучать высшую математику в университете. Меня окунули в нее на первом курсе, и я просто сходил с ума, когда видел интегралы. Что я понял? Когда ты делишь задачу на части, каждая из них выглядит проще. Когда концентрируешься на одном элементе, страх пропадает.Примерно так психотерапевты лечат страхи — постепенно сталкивая человека с тем, чего он боится. Это называется систематическая десенсибилизация.

Самодисциплина решает

Люди могут быть сильно мотивированы усвоить новые знания, но проходит некоторое время и следует выгорание. Потребностно-эмоциональная теория хорошо объясняет этот эффект с помощью формулы:

Эмоция = Потребность х (Прогнозируемые усилия — Реальные усилия). Допустим, у вас есть сильная потребность в чем-то. Есть прогнозируемые усилия — насколько, по вашим представлениям, трудно будет эту потребность удовлетворить — и реальные усилия, которые вы затрачиваете. Если мы тратим больше сил, чем планировали, это вызывает сильную негативную эмоцию.То есть если даже сильно замотивированный человек сталкивается с большими трудностями, этого достаточно, чтобы он почувствовал негатив.

Еще есть закон Йеркса-Додсона, который говорит: чем сложнее предстоящая работа, тем мотивация должна быть ниже. Слишком сильное воодушевление мешает трезво смотреть на трудности, которые могут возникнуть, делает ученика нетерпеливым и самонадеянным. Поэтому мотивацию разумно заменять самодисциплиной, это рождает прилежность.

Правильное повторение

Немецкий психолог Герман Эбингауз еще в конце XIX века обнаружил, что мы забываем информацию неравномерно: самое серьезное забывание происходит на ранней стадии. Если что-то новое сразу не повторить, это быстро забудется. Поэтому важно, чтобы в первые часы и дни информация повторялась много раз, это надежно закрепит знания.

Самостоятельное обучение

Минусы коллективного обучения в том, что поведение группы сильно влияет на отдельного человека, и наоборот. Например, неадекватное поведение одного члена группы может подорвать мотивацию у остальных, а из-за эффекта размывания ответственности снижается общая вовлеченность: вы даете групповое задание, но в итоге никто его не делает. Креативность в группе снижается.

Большое количество знаний лучше передавать индивидуально. И это один из сегодняшних трендов: стандартное образование переходит в формат самообразования.

Источник http://ekb.dk.ru