Малый бизнес – на экспорт

По поручению Путина

Правительство РФ займется подсчетом объемов экспорта продукции и услуг малых и средних (МСП) предприятий – такое поручение кабмину дал Владимир Путин. До настоящего времени подобной статистики в стране не велось. К 1 мая этого года правительство должно разработать меры поддержки малых и средних компаний в целях их выхода на зарубежные рынки. В Минэкономики поясняют, что при выполнении поручения новые инструменты будут прорабатываться совместно с Российским экспортным центром и Корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. В ведомстве по ка не могут оценить существующий объем экспорта малых предпринимателей, поскольку «указанная статистика не ведется».

«Этот вопрос будет рассмотрен в рамках исполнения поручения»,— отметили в министерстве.

По информации Минэкономики, в 2017 году 30,1 тыс субъектов МСП экспортировали свои товары в 102 страны, в том числе, в Казахстан, Чехию, Армению, Перу, Китай, Германию, Грецию, Бельгию, Францию, Италию. По сравнению с 2016 годом число мелких экспортеров выросло на 86%. Структура поставок разнообразна – от изделий народно-художественных промыслов до эксклюзивного медицинского оборудования.

Искать выходы на международные рынки малому бизнесу помогают создаваемые Минэкономики региональные центры поддержки экспорта (организация выставок, бизнес-миссии). Ежегодно в них обращается треть всех малых и средних предприятий-экспортеров страны. Сейчас таких центров — 53, в 2018 году их число должно вырасти до 64. На их деятельность Минэкономики в 2017 году потратило 350 млн руб, софинансирование из региональных бюджетов составило 170 млн руб.

Между тем, согласно Стратегии развития МСП до 2030 года, через 12 лет доля экспорта товаров и услуг «малышей» должна увеличиться с 6,5% (данные ФТС за 2015 год) до 12%. Но для этого нужна более мощная господдержка. Об этом говорят и итоги исследования, проведенного «Опорой России» совместно с Промсвязьбанком.

В декабре 2017 года агентство Magram Market Research провело опрос 2,8 тыс компаний сектора МСП из 24 регионов России. Выяснилось, что только 6% из них вышли на зарубежные рынки. Из них большая часть (61%) поставляет продукцию в государства СНГ и Балтии, 48% — в страны дальнего зарубежья.

Опрос продемонстрировал нежелание большинства предпринимателей становиться экспортерами. 46% респондентов заявили, что их бизнес связан с местом нахождения и «не предполагает более широкого распространения». Каждая десятая компания отметила, что за рубежом на их продукцию нет спроса. О высоком уровне конкуренции, других стандартах производства заявили по 9% респондентов. Столько же предпринимателей считают, что стоимость и характеристики их продуктов на зарубежных рынках неконкурентоспособны. Еще 7% не знают, как и кому предложить свою продукцию, 3% не занимаются экспортом из-за законодательных или бюрократических сложностей.

В Торгово-промышленной палате отмечают, что малому бизнесу для выхода на зарубежные рынки нужны льготное кредитование, а также целевые кредиты для потенциальных зарубежных покупателей, доступное страхование экспортных кредитов и инвестиций. В ТПП призывают активнее поддерживать бизнес на зарубежных ярмарках и указывают, что составлять выставочный календарь должны сами предприятия-экспортеры или отраслевые ассоциации.

«Прибыль от зарубежного заказа иногда оказывается ниже, чем расходы на сертификацию продукции в других странах. Надо добиваться признания на внешних рынках результатов экспертизы, проводимой уполномоченными российскими структурами»,— заявил глава ТПП РФ Сергей Катырин.

источник kommersant.ru