в это время

ЦБ закончил масштабную чистку рынка микрофинансовых организаций

За 2016 год ЦБ исключил из реестра микрофинансовых организаций более трети всех участников – 1,7 тыс. Это абсолютный рекорд сокращения числа МФО. База заемщиков у оставшихся игроков за год выросла на 40% за счет клиентов банков и молодежи

Первый этап чистки рынка микрофинансовых организаций, начавшийся в 2014 году, закончен. На конец 2016 года в госреестре МФО оставалось 2687 организации, только за год его покинуло рекордное число участников – более 1,7 тыс. Однако процесс затронул в основном слабых игроков, сильные, напротив, увеличили за прошлый год число заемщиков на 40%, сообщили РБК в ЦБ

В IV квартале 2016 года из реестра были удалены 689 МФО. Это организации, которые систематически нарушали закон, не вступили в саморегулируемые организации (СРО) и не отвечающие установленным требованиям, пояснили в ЦБ. Также сюда попали так называемые нежизнеспособные организации, то есть не осуществляющие деятельность. Для сравнения, за III квартал 2016 года из реестра было выведено 468 МФО, что стало рекордным сокращением числа участников рынка с конца 2014 года. За весь 2015 год реестра покинули 1681 огранизаций, за 2014 год – 1329.

Контроль над МФО перешел к Центробанку с сентября 2013 год, в рамках создания мегарегулятора. За это время были приняты ряд законодательных актов и указаний ЦБ. В частности, сегодня все МФО обязаны исполнять нормативы Минфина по части остаточности собственных средств и ликвидности, должны соблюдать определяемые регулятором значения полной стоимости кредита (ПСК) и передавать данные о заемщиках в бюро кредитных историй. В 2016 году все МФО должны были вступить в саморегулируемые организации. Тогда же был принят закон о разделении рынка на микрофинансовые (МФК) и микрокредитные компании (МКК).

По словам гендиректора сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Бориса Батина, ключевые события, которые повлияли на уход нелегальных игроков с рынка, произошли в 2016 году. Основное влияние, считает он, оказал закон о разделении рынка МФК и МКК. «Сегодня в реестре регулятора зарегистрировано 2,5 тысяч компаний. Это очень много. Капиталом выше требуемого для МФК порога сегодня обладают около 100 организаций», – говорит Батин, отмечая, что активную деятельность ведут «несколько сотен организаций», а 90% всего объема рынка приходится на 50 крупнейших компаний.

Впрочем в 2017 году ЦБ намерен реализовать второй этап чистки рынка МФО. Из реестра будут исключаться сведения об организациях, не соблюдающих установленные правила игры, то есть нарушающих закон и права потребителей финансовых услуг, не выполняющих требования к финансовой устойчивости и надежности (по нормативам и резервам), сообщили РБК в ЦБ. Однако процесс очистки не будет настолько массовым и масштабным, как в 2016 году. Сотрудник пресс-службы регулятора отметил, что, не смотря на значительное снижение в 2016 году количества МФО, состоящих в реестре, общий портфель их займов за 2016 год вырос более чем на 20%, а общее количество заемщиков организаций увеличилось более чем на 40%.

Подробная статистика по деятельности МФО за 2016 год еще не опубликована. По данным Национального бюро кредитных историй, за девять месяцев 2016 года МФО выдали рекордный объем займов – 109,8 млрд. руб. Рост показателя за III квартал на 23,2% превысил предыдущий квартал. По информации СРО микрофинансовых организаций МиР, количество заключенных в июле-сентябре договоров выросло более чем 74% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

Управляющий директор компании «Е заем» Лига Трупа полагает, что драйвером роста в 2016 для рынка стали онлайн-займы до зарплаты. Кроме того, серьезный вклад внесли банковские МФО. «Многие из клиентов пришли в МФО, так как банки все еще не восстановили докризисные темпы кредитования», – говорит Трупа, добавляя, что по данным «Е заем», 74% клиентов МФО, обращаясь за займом, до этого уже получали кредит в банке.

Директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков отметил, что в 2016 году многие МФО повысили качество и технологичность управления рисками. Это позволило им существенно нарастить клиентские базы. При этом, в силу специфики (относительно небольшие суммы займов и сроки кредитования) экономика многих МФО подразумевает получение прибыли с клиента при повторных займах. Первый заем, как правило, находится на уровне рентабельности, говорит Волков.

Основным контингентом МФО остаются постоянные заемщики, убедившиеся, что микрозаймами можно пользоваться чаще, соглашается гендиректор сервиса онлайн-займов "Робот Займер" Сергей Седов. При этом, добавляет он, часть заемщиков, столкнувшись с повышенными требованиями банков в период кризиса и получив отказ, также стала заемщиками МФО.

В то же время банки по итогам 2016 года не ощутили снижения клиентской активности. Представители Топ-10 крупнейших розничных банков, опрошенных РБК, сообщили, что по итогам года не отмечали сокращения спроса на потребительские кредиты. В банках заверили, что рост продаж наблюдался по всем видам кредитных продуктов для физлиц. Наиболее популярными среди необеспеченных кредитов стали займы на покупку бытовой электроники, связи, мебели и одежды.

Впрочем клиентами МФО также могли стать молодые люди, ранее не получавшие кредиты, считает Седов. По его словам, снижение реальных доходов россиян, констатируемое и в 2016 году, уже третий год подряд является один из основных факторов востребованности микрозаймов. «Согласно нашим исследованиям, существенную долю заемщиков составляют люди в возрасте до 25 лет, не имеющие кредитной истории», – говорит Седов.