Малый бизнес встраивается в цепочки поставщиков Большого брата

«Новое законодательство позволит малому бизнесу нарастить объемы поставок товаров услуг через процедуру закупок», – уверяют заказчики, представляющие российские холдинговые структуры. Свою оценку новых правил они представили на встрече-семинаре с предпринимателями, внедряющими инновационные разработки.

Контрактов – на два триллиона рублей

Рынок корпоративных закупок – лакомый кусок контрактной системы. Однако долгое время он оставался практически недоступным для малого и среднего бизнеса. При этом опыт участия в государственных и муниципальных торгах многим уральским предпринимателям часто «выходил боком»: многие разорялись или влезали в обременительные долги из-за задержек оплаты за выполненные услуги. Поправки в 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», часть из которых вступила в силу в июле этого года, призваны до конца текущего года ликвидировать барьеры и увеличить число поставщиков. Как для нужд корпораций  с государственным участием, так и крупных коммерческих холдингов, пожелавших работать в рамках обновленного ФЗ. Заявленная чиновниками Минфина РФ цель новелл – до конца 2018 года нарастить объем договоров с МСП до двух триллионов рублей.

Признак цивилизованности закупок – прозрачность

Между тем, в России даже самый хороший закон «что дышло». А современные законодательные акты, как известно, приживаются с большим трудом, часто требуют дополнений и корректировок. Пришедшим на семинар малым инноваторам важно услышать, как трактуют нововведения крупные заказчики, убедиться, что заявления об активном вовлечении МСП в цепочку поставщиков продиктованы объективными экономическими причинами, а не желанием «примазаться» к объявленному президентом РФ национальному проекту. Малое предприятие ООО «Специальные технологии», организованное выходцами из УрО РАН, только присматривается к рынку госзакупок.

«Мы производим инновационные материалы: алмазоподобные, жидкокерамические покрытия, а также противопригарные покрытия для металлургии. Рынок госзакупок нам, безусловно, интересен, там огромный объем финансовых ресурсов, нам есть что предложить этому рынку, но беспокоит вероятность задержек денежных средств. Тем не менее, мы сейчас выходим на ОАО «РЖД» и других крупных заказчиков», – делится руководитель отдела маркетинга Юрий ЛОБАНОВ.

Для Российских железных дорог, в частности Свердловской ЖД, тема наращивания объемов закупок у малого бизнеса также актуальна. Об этом на семинаре заявил заместитель начальника дирекции материально-технического обеспечения Максим ВДОВИН.

«На сегодняшний день 80 процентов наших поставщиков – это предприятия МСП. Поставляют все: мебель, шины, стройматериалы, электротехническую продукцию», – говорит М. Вдовин.

Он считает, что законодательные акты, принятые в последние годы, открыли для малого бизнеса «все шлюзы».

«Практически может зайти любой, при условии опереленных требований, конечно», – уверяет он.

Наталья Горбачева

 

ВАЖНЫЕ изменения в 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»:

- Вводится новая классификация способов закупки:

  1. конкурентные закупки.
  2. неконкурентные закупки.

- К обязательным способам конкурентных закупок, которые заказчик обязан включить в положение о закупке, законодатель относит конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок.

- lВ отношении неконкурентных закупок обязательным способом, который должен быть включен в положение о закупке, является закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

- Крупнейшим заказчикам, которые работают по 223-ФЗ, вменено в обязанности закупать у малых предприятий не менее 18 процентов товаров и услуг , по госторгам – 15 процентов.

- Заказчики  обязаны формировать перечень товаров и продуктов в отдельный список для МСП.

- Закупки, которые организуются исключительно для МСП, должны будут проводиться строго в электронной форме. Выбрать иной способ определения поставщика для закупок у МСП заказчики по 223-ФЗ не смогут.

- Требования к МСП, специализирующимся на НИОКР и инновационных продуктах, – стаж работы  не менее трех лет с ростом выручки не менее чем на 20 %, патенты и права на интеллектуальную собственность.

-  Обжаловать закупку во время проведения процедуры может любой. После заключения договора этим правом может воспользоваться только компания-участник закупки.